Врач, философ, естествоиспытатель, алхимик и маг Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, наиболее известный как Парацельс, подвергая критике прежние устои, сделал существенный толчок в развитии медицины. Имя Парацельс он взял от великого древнеримского врача Цельса (I век до н.э.), прибавив греческую приставку «пара», что значит – «подобный». Хотя Парацельса и при жизни называли «лютером медицины», тем не менее, это не спасало его от преследований и гонений «сильных мира сего», препятствующих в публикации его робот.
Парацельс появился на свет зимой 1493 года. Его корни происходят из старинного, некогда богатого дворянского рода. Его отец, врач по образованию, стал для него первым учителем. Как припоминал сам Парацельс, отец выучил его грамоте, основам врачевания и алхимии.
В то время, когда Парацельс был студентом, химию в качестве отдельной дисциплины не преподавали. Она шла теоретическим дополнением к курсу по философии, в котором затрагивались лишь предположения о возникновении и исчезновении веществ. Серьезно занимались химией только аптекари и алхимики, и их было не мало. Алхимики проводили опыты по «трасмутации» металлов, раскрывали новые методы изготовления различных веществ, а также продолжали развитие натурфилософских учений таких известных философов, как Аристотель, Эмпедокл, Демокрит и других.
В 22 года по окончанию университета Парацельсу присвоили степень доктора медицины. Но, он не нашел удовлетворения в полученных знаниях. Видя, как часто врачи оказываются не способными помочь больному, Парацельс, критикуя их работу, мало изменившуюся со времен античности, принял решение улучшить медицину, внести в нее новое понимание болезней и способы лечения пациентов.
Молодой врач много путешествовал, собирая свои медицинские знания в крупнейших университетах, в медицинских школах Парижа, Испании, Италии, Венгрии, Англии, Польши, Литвы и других стран. Он тщательно искал, узнавал и запоминал все секреты врачевательного ремесла не только практикующих медиков, но и знахарок, исцеляющих раненых; приобретал у цирюльников (занимавшихся малой хирургией), цыган и даже палачей целебные рецепты, которые не знали университетские ученые. Только после этого, он и стал настоящим лекарем.
Парацельса учил великий маг и алхимик Соломон Трисмозин, посвященный в Учение Гермеса и знавший технологию трансмутации металлов. Также Парацельса учил один из известнейших его современников – адепт магии, алхимии и астрологии, настоятель монастыря Святого Иакова Иоганн Тритемий Шпангеймский, выступавший в защиту «натуральной магии».
Начиная с 1517 года, Парацельс много путешествовал, работал лекарем в военных кампаниях. В 1527 году при помощи известного на то время книгоиздателя Иоганна Фробена, устроился работать врачом в швейцарском городе Базеле. В университете города он стал читать курс медицины на немецком языке, что стало вызовом сложившейся университетской традиции, согласно которой преподаватель был обязан читать лекции только на латыни. В итоге произошел конфликт с городскими властями, и Парацельсу пришлось переехать во Францию.
И вот, наконец, в городе Кольмаре о Парацельсе начали говорить как о талантливом враче. Он излечивал таких пациентов, от которых отказывались другие врачи, считавшие их безнадежно больными. Тогда он уже мог вылечить от таких болезней, как проказа, холера, рак и др. По делам его росла слава. Но, несмотря на все достижения, его независимость, дерзкие высказывания о других врачах старой системы, нежелание слепо преклоняться перед авторитетами вызывали недовольство со стороны; помимо того, он еще практиковал алхимию, постигал плоды работ магов и мистиков Востока. Такая деятельность не понравилась местным католикам, следившим за тем, чтобы никто не выступал с соображениями, идущими наперекор установившимся представлениям. Парацельс попал в такое положение, при котором с ним могли расправиться, обвинив его в ереси. И ему пришлось вновь сменить место работы и уехать из страны.
В 1529 году Парацельс переехал в Германию, где заслужил славу врача, бесплатно лечившего безнадежно больных, не получивших помощи от других лекарей. На тот момент искусный врач написал немало книг. Он был человеком необычайной работоспособности. Есть упоминая о том, как он не раз сидел за своим письменным столом, работая по нескольку дней напролет, не зная отдыха и сна. В Нюрнберге Парацельс издал сразу 4 свои книги. Но, после этого магистрат города внезапно поставил запрет на публикацию каких-либо его работ. Последнее произошло не без усердной помощи докторов и профессоров медицинского факультета, возмущенных его новаторством.
Свои новые идеи Парацельс пустил на создание химической теории функционирования живого организма. Согласно ей функции организма являются химическим процессом. Когда этот процесс протекает хорошо, т.е. пребывает в равновесии – человек здравствует, в противном случае нарушенный химический процесс становится причиной любой болезни. Поэтому наиболее полезными в лечении будут только те снадобья, что изготовлены химическим способом. Он, таким образом, стремился сблизить химию с медициной.
Парацельс искал философский камень не для того, чтобы превращать неблагородные металлы в золото, но чтобы готовить исцеляющие снадобья. Кроме того он внес новое понимание о дозе лекарства: «Все есть яд, и ничто не лишает ядовитости. Одна только доза делает яд незаметным». Другими словами, вопрос вреда вещества зависит не от его потребления как такового, а от принятого его количества, превышающего допустимую норму. Также Парацельс говорил, что не существует ни одного универсального лекарства от всех болезней, т.е. каждую болезнь нужно лечить специфическими средствами.
Когда Парацельс узнал, что в одном итальянском городке разошлась эпидемия чумы, он направился работать именно туда. Работая с больными, он исследовал причины чумы, искал рецепты и готовил лекарства. В итоге, он нашел метод, схожий с вакцинацией, благодаря которому помог остановить распространение чумы.
Однако, даже после победы над эпидемией Парацельсу пришлось опять странствовать, меняя одно пристанище на другое: даже там, где ему не препятствовали власти, протестовало католическое духовенство. Но он не отчаялся, и в Ульме, а затем в Аугсбурге опубликовали его произведение «Большая хирургия» (2 тома, 1536). После этого Парацельсу улыбнулась удача. Его, наконец, признали как о выдающегося медика, начали принимать в лучших домах, его услугами стали пользоваться богатые вельможи. И после он уже лечил королевского маршала Богемии – Иоганна фон Лейпника. А в Вене его почтил вниманием сам король Фердинанд.
Город Зальцбург стал последним его местом жительства. Здесь он зажил спокойно, не опасаясь ни нападок, ни гонений занялся врачебной практикой и написанием книг. По одной версии Парацельс умер от настигшей его смертельной болезни осенью 1541 года. Другая версия указывает на то, что его убили по заказу своих врагов – завистливых аптекарей и врачей.
Говорят, что в 1830 году, когда над Зальцбургом нависла угроза чумы, люди пошли к надгробию Парацельса молить его отвести беду. И он помог – эпидемия не вошла в город.
Парацельс был убежден, что нет ничего не подвластного человеческому разуму. Он говорил:
В мироздании все едино, все находится в тесной связи: человек и мир, человек и Бог. Человек выступает не только частью великого целого, но и сам является «микрокосмом», малым миром, заключившим в себя свойства и природу всех вещей; более того, человек является «квинтэссенцией», т.е. – пятой, истинной сущностью мира. Бог создал человека, словно в грандиозной алхимической лаборатории, подобно гомункулусу из «вытяжки» целого мира. Человек подобен своему Творцу, поэтому нет никаких запретных знаний, человек не просто может – он обязан исследовать и познавать все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за ее пределами.
За много лет до появления генной инженерии, искусственного оплодотворения и клонирования, Парацельс заявил о том, что можно сделать «человека из пробирки» или гомункулуса. Именно он первым описал создание «алхимического человечка». Об этом он подробно написал в своем трактате «О природе вещей»:
Его можно воспитывать и обучать, как любого другого ребенка, до тех пор, пока он не подрастет и не сможет сам о себе позаботиться.
Он добавил новаторства в описание лекарственных средств; также стал использовать химические лекарства, выделил и применил растительные лекарства в виде эликсиров, настоек и экстрактов. В течение нескольких веков настойка из опия, которую изобрел Парацельс, применялась в качестве обезболивающего препарата. Также он создал учение «сигнатуру» – учение о знаках природы, согласно которому, подобие внешнего вида растений и органов человека может излечить, к примеру, сердечные заболевания (растения с листьями серцевидной формы лечит сердце). Природа в понимании Парацельса указывает человеку, каким образом применять ее дары.
Парацельс в видении гомеопатов сегодняшнего времени является одним из основателей гомеопатии. Парацельс первым понял и применил принцип подобия, который лежит в основе гомеопатии. Его разработки в психиатрии доказали, что сумасшествие это не одержимость дьяволом, а заболевание.
Несомненно, Парацельс являлся и великим магом и врачом своего времени. Он оказал большое влияние на европейскую философию и медицину, сформировав мировоззренческие взгляды многих ученых.
Кудесник