Если спросить простого человека о том, кто такой шаман, то, как правило, высказывается ассоциация, что это человек с бубном, возле костра, пляшет и поет, он вызывает Духов и лечит людей. Некоторые дополняют свое представление о шамане пейзажами севера, юртой и оленями… Но хочется разобраться в этих понятиях и дать пояснение для начала, кто такой шаман, а несколько позже рассказать и о шаманизме в разных культурах.
В наше время довольно популярными становятся увлечения древними знаниями. То и дело на просторах сети появляются сайты со статьями и видео, в которых изложены «древние, передаваемые из уст в уста на протяжении сотен поколений, знания». При этом крупицы истинного знания смешиваются с огромным количеством вымысла. Приобщиться к этим знаниям можно как бесплатно, так и за плату. Все это сильно повлияло на понимание шаманизма как такового, размыв его и превратив во что-то, с одной стороны, таинственное и пригодное для необычного досуга, а с другой – простенькое средство решения личных проблем.
Притягательность шаманизма основывается на общем внутреннем понимании того, что без взаимодействия с природой и своими корнями мы не можем жить полноценно и счастливо. Именно поиск пути единения с окружающим миром, природой и своими корнями побуждает обратить свое внимание на шаманизм.
Но давай сначала разберемся, кто такой шаман
Шаман — согласно взглядам представителей культур, в которых распространен шаманизм, это человек, наделенный особыми способностями общаться с Духами и сверхъестественными Силами, входя в экстатическое состояние. Он излечивает болезни, пророчествует и проводит ритуалы подношения Духам, с целью получения Их милости, поддержки и благословения. В сущности, он делает тоже самое, что делает Маг. Обрати внимание на эту мысль, мы к ней еще вернемся.
Само слово – шаман происходит из эвенкского языка «šаmаn» (саман или шаман) и имеет несколько значений с одной стороны это «странник, монах, мудрец», а с другой «колдун, человек практикующий магию». По всей видимости это слово пришлое и происходит оно от китайского «ṣamāne» (шамен), которым могут обозначать одновременно и буддийского монаха, и человека, практикующего магию. Но корни этого слова не берут своего начала в китайском языке, а восходят к ранним формам санскрита, к слову «šramana» (шрамана). Шрамана или Шраман это древнее название Магов, одного из высших посвящений, на востоке, перевести его на современный русский язык можно следующим образом – странствующий мудрец, отшельник, нищий, бродяга. Но для верного понимания следует сказать и подчеркнуть то, что слово это обозначает нечто крайне уважительное. Древние Маги часто давали обеты «священного бродяжничества» и не стяжательства, они посвящали свои жизни тому, что путешествовали, проводили ритуалы подношения Богам и Духам, исцеляли, предсказывали будущее, помогали людям.
Также следует понимать, что, несмотря на то, что само слово прошло столь длинный путь, это вовсе не означает, что современный шаманизм является наследником знаний древних Магов – Шраманов. Хотя и этого исключать нельзя.
Изначально слово «šramana» было распространено на территориях от Южного Урала и Евфрата до Бенгалии и Тибета. Им, как уже было сказано выше, именовали странствующих Магов высокого уровня посвящения в арийской (индоевропейской) традиции, которая, к слову, существует по сей день. После, в возрожденном Индуизме, им именовали часть сословия брахманов, которые приняли обеты бродяжничества и бедности и за частую не признавали авторитета вед. В китайский язык слово «šramana» попало во времена быстрого распространения Буддизма в Индии, возможно, это происходило во времена царствования Ашоки. А с приходом Буддизма в Китай трансформировалось в «ṣamāne». Сегодня остается только предполагать, почему оно сохранило такой двоякий смысл – буддийский монах и странствующий Маг. Возможно, это произошло из-за попытки сословного замещения еще на заре буддийской Индии, когда Маги изгонялись и уничтожались, а их роль духовного управления обществом переходила буддийскому духовенству. Что же касается Сибири и шаманизма, то скорее всего шаманизм, который так в то время точно не назывался, уже существовал в период, когда появились соприкосновения культур буддийского Китая и народов восточной Сибири. В виду того, что китайская культура на востоке во многом являлась доминирующей, при этом контакты и взаимодействие между культурами увеличивались, а с ними увеличивались и распространения разных идей и понятий, в том числе и религиозных. В результате чего это привело к появлению аналогии между Магами, живущими в Китае (некоторые из них, возможно, были монахами или вели близкий к ним образ жизни), которых называли «шамен» и людьми, занимающимися той же деятельностью в соседних народах и распространению этого понятия.
В западной культуре слово «шаман» стало распространяться примерно с XVIII века, когда европейские ученые начали совершать этнографические экспедиции в Сибирь. Именно тогда была открыта так называемая «уральская религия», которую в дальнейшем и назвали шаманизмом. Теперь шаманизмом называю почти все традиционные культуры по всему миру, в которых есть люди, выступающие посредниками между Духами и людьми, т.е. шаманы.
Некогда на всем востоке шаманом, саманом или шаменом назывался любой человек, который являлся посредником и избранником Духов, обладающий способностью видеть иную, особую реальность и путешествовать в ней. Понятия «Шаман» и «Маг» во многом тождественны, возможно, в узких смыслах, предполагающих понимание культурных особенностей они не идентичны на 100%, но все же они близки, а в широких смыслах они взаимозаменяемы.
Так название Древних Магов – Шраманов стало кочевать из языка в язык, но куда бы оно не приходило, оно сохраняло свой смысл, хотя каждый народ, где оно появлялось, понимал его по-своему, соотнося с тем образом Мага, который присущ его культуре. Это подтверждает еще и тот факт, что каждый народ имеет свои собственные названия людей, занимающихся магической практикой, помимо обще употребляемого понятия «шаман». Я приведу лишь краткий перечень названий, принятых у разных народов:
Бурято-монголы – боо | Алтайцы – кам |
Якуты – ойуун | Чуваши – ырамащ |
Ненцы – тадебей | Эскимосы – ангакок, эненылин |
Эвенки, нанайцы и маньчжуры – саман | Киргизы и казахи – баксы |
У каждого народа есть свое название для Мага, рожденного в нем. Важно понимать, что все они разные, между ними есть масса отличий, которые могут быть не видны при поверхностном рассмотрении. Они отличаются так же, как отличаются культуры, в которых они родились. Без условно, у них есть нечто общее, что всех их объединяет, но это «нечто» не лежит в плоскости используемых «психотехник» и «шаманских инструментов», оно находится за гранью этого мира и, по большей части, относится к магическому мышлению, пониманию Мира Духов и стремлению исполнить свое предназначение.
Теперь о шаманизме
Как мы теперь знаем, из приведенных выше доводов, «Шаманизм», как и «Шаман», является понятием нарицательным и обозначает некий подход к магической практике обусловленный тем или иным культурным наследием и наработками прошлых поколений. Отсюда можно сделать вывод о тождественности понятий «Шаманизм» и «Магия», которая, к слову, тоже разная у разных народов. Жесткое разграничение, а порой и откровенное противопоставление этих понятий, которые можно встретить в различных источниках, является – глупостью и ограниченностью понимания.
Естественная тяга человека к взаимодействию с Высшими Силами, стремление жить в ладу и гармонии с окружающим миром и природой, желание быть неотъемлемой частью своего Рода – это и есть то, что определяет духовную культуру. Духи и Божества – покровители племен и народов, выбирают из тех, в ком проявляются эти стремления более сильно проводят их через инициации и вручают им Дар, который позже наследуется потомками. Сами Духи и Божества становятся источником Знания и Силы человека, называемого Шраманом, Магом, Шуменом, Шаманом, Знахарем, Целителем, Колдуном, Ведьмой, Друидом и т.д.
У каждого Духа или Божества есть свой характер и своя Сила, есть свой Путь и свой ритуал. Для Мага их существование не подвергается никакому сомнению, они реальнее самого Мага. Как они будут призваны, что им будет предложено в дар и в жертву, как они себя проявят во время всего действия, зависит от их воли, их желания, их «обещания», которое было ими дано на заре становления духовного учения, которому они покровительствуют и с последователями которого сотрудничают. Не стоит думать о Духах, как о каком-то эфемерном энергетическом явлении, которое можно использовать по своей прихоти, так думают те, кто никогда осознано не взаимодействовал с Духами. Эти Силы намного больше любого человека.
Близость некоторых традиционных учений, в особенности их духовного наполнения, не всегда можно объяснить влиянием одной культуры на другую, особенно если эти народы жили в разных частях света. Но если посмотреть на это с другой стороны, с той, с которой не способна смотреть большая часть исследователей. Шаман-Маг-Целитель живущий на Урале, в Андах, в Ирландии, российской глубинке или в африканских джунглях впадая в экстатический транс, общается с Духами Земли, которые и передают ему знания о том, как правильно использовать ту или иную траву, как вылечить болезнь и защититься от беды.
P.S.: в следующий раз, когда ты захочешь отправиться на край света в поисках «истинного знания» от какого-то «экзотического шамана», осмотрись вокруг, такие люди есть везде. Возможно, кто-то из них уже рядом с тобой!!!