Слово «ведьма» состоит из двух слов: «веда» – знание и «ма» - мать (женщина) и расшифровывается, как ведающая мать, женщина, обладающая знанием. Можно предположить, что изначально так называли знахарок (ведуний). Люди обращались к ним за помощью в сложных ситуациях. Они помогали другим женщинам в родовспоможении, снимали сглазы и порчи, помогали с урожаями и решением любовных вопросов, давали ценные советы. Но были и те, кто мог наносить вред.
Ведьма – эта женщина, стоящая на границе между миром людей и волшебным миром, с которым она непосредственно связана, она более полно видит мир и существ его населяющих.
После появления христианства и ислама к ведьмам стали относиться настороженно, а порой и откровенно враждебно. Хотя большинство людей продолжали к ним обращаться за помощью, так как церковь не могла решить всех насущных проблем. И боясь потери абсолютной власти и уважения прихожан, церковь начала гонения на ведьм. Они не могли переубедить ведьм, тогда они решили их уничтожить, а параллельно подавить женщин как личностей, чтобы они не могли «поднять головы», боясь, что их сразу обвинят в ведьмовстве. Так же инквизиция манипулировала людьми власти и требовала их подчинения. Ради того, чтобы забрать имущество или «убрать» соперника совершались большинство доносов... Но это тема иной статьи.
Так, кто же такая ведьма и откуда она появилась? Ведьмой либо рождаются (наследственное), либо становятся, пройдя соответствующее обучение и посвящение.
Внешние данные у ведьмы такие же, как и у обычной женщины, хоть и многие придумывают отличительные черты в виде маленького хвостика, полосок на спине, специфических родинок и т.д., все же – это человек, а не мифическое существо. Просто она может больше, чем простая женщина. К сожалению, чаще всего ведьму воспринимают, как безобразную старуху, отмеченную каким-нибудь уродством (большим носом, бородавками, горбом). Но, и нередко ведьму описывают как молодую женщину, обладающую особенной привлекательностью.
Ведьма – умная и мудрая женщина, которая умеет и может черпать знания из природной среды. Ночью ее душа способна выходить из тела, и совершать астральные путешествия. У нее могут быть духи-покровители: от одного и более. Эти духи могли являться в обличиях кошки, совы, мыши или быть не видимым обычным людям. Они кормили их мясом, поили молоком, или тем, что это существо просило.
Какая женщина может стать ведьмой?
Ведьмой может стать любая женщина, которая этого истинно захочет. Не имеет значения ни цвет глаз, ни цвет волос, ни родовая колдовская династия. Ничего из внешних факторов, кроме одного: она должна уметь думать и желать познать магическое искусство.
Наталья Павловна Бехтерева (нейрофизиолог) в своих работах 70-х годов доказала, что «колдуньи» существуют. Это женщины, которые очень сильно отличаются от остальных.
Ведьмы и колдуньи отличаются от среднестатистической женщины своими физиологическими данными. У них иначе функционирует гормональная система: она гораздо активнее. А также у них иначе функционирует интеллект. Они более наблюдательны, а поэтому у них больше версий и вариантов для психологических действенных маневров.
Вокруг ведьмы существует так называемый проявленный ореол притяжения. Что это? Это густое облако гормонов, которые принято называть афродозиаками. Именно они создают повышенный сексуальный призыв. Если у обычной женщины огромное значение имеет красота глаз, то у ведьм – притягательность взгляда, и эта притягательность выражена сильнее, чем у любой другой женщины.
Н.П.Бехтерева в своих работах аргументировано и четко показала, что у женщин, называемых ведьмами, определенные зоны головного мозга работают более активно. А, значит, энергетическое поле вокруг такой женщины наиболее влиятельно, нежели вокруг остальных. Такая женщина разумна, мудра, она умеет излучать разные виды ментальной энергии, умеет манипулировать поведением людей потому, что наблюдательна и никогда не бывает обыденной.
Ведьма может сочетать в себе нежность и оправданную жесткость, смелость и слабость, упорство и лабильность, логический ум и сильно развитую интуицию, качества хорошего психолога и твердого лидера. Она уверена в себе. Всегда. Ведьма рождена быть свободной, чувство собственной свободы для нее имеет большое значение. Ведьма умеет брать полезное из любого источника.
В итоге, хочу сказать, что ведьма – это и мировоззрение и образ жизни единовременно. Она свободна от предрассудков окружающего мира. Она много знает и умеет. Она может найти общий язык с любым представителем всех миров, если захочет или, если ей это будет надо.
В разных культурах позиция и роль ведьмы (она же – шаманка, колдунья), отношение общества к ней происходит немного или даже диаметрально иным образом.
Африка
На Африканском континенте жизнь вращается вокруг колдовства. С этим явлением можно столкнуться чуть ли не на каждом шагу. Колдовством там объясняют любые болезни или неприятности. Веру в способности человеческой магии не пошатнул даже приход цивилизации. Вернее, напротив. Африканцы лишь еще более уверовали в могущество своих шаманов и колдуний в противовес прогрессу. Африканская магия не является чем-то обособленным, оторванным от действительного мира. Она имеет тесную связь с повседневной жизнью коренных жителей. Они не могут в нее не верить. Сглаз или даже порча на смерть для них вполне естественное явление. Для них, что врач, что шаман – одно и то же, за исключением того, что к первому не ходят за исполнением своих желаний.
При всем прочем, это еще не значит, что шаманов и колдуний в Африке непрекословно почитают. К ним относятся достаточно неоднозначно. С одной стороны, их уважают за сверхспособности, которыми они наделены. С другой, каждый африканец знает, что, помощь в исполнении желания одного человека может обделить в чем-то другого. Такая обстановка дел нагоняет подозрительность и нервозность в обществе. Африканцы с подозрением относятся к тем, кто чего-либо достиг в жизни, считая неразделимыми такие понятия, как общественный успех и колдовство.
Россия
До прихода христианства отношение к ведьмам и волхвам было очень почтительным. Они были везде и помогали людям счастливо жить, учили и защищали. Ведьмы также являлись повитухами и помогали женщинам в родах. К их мнению прислушивался простой люд и князья.
Ведьмы и волхвы на Руси были целителями, волшебниками, учителями, советниками и заступниками. Но после прихода христианства, как и в Европе, начались гонения и повальное уничтожение. На ведьм и волхвов стали списывать любые проблемы людей; придумали разные их отличительные черты и пакости, которые они якобы делали...
На юге России считали, что ведьмы – это преимущественно молодые вдовы, невероятной красоты, прекрасных взгляд очей которых сводил мужчин с ума. В средней полосе России ведьм описывали как неопрятных, толстых баб с бельмом на глазу, в северных губерниях их представляли, как иссохших косматых старух. Считалось, что ведьмы наделены главной отличительной особенностью – коротеньким хвостиком, который они прячут от посторонних глаз. Самым верным способом проверить, что за женщина, ведьма или нет, было – позвать ее в баню. Если она отказывалась мыться в присутствии других женщин, ее принимали за ведьму, полагая, что она скрывает свою необычную физическую особенность. В целом, это, конечно, христианские суеверия, однако, такие врожденные особенности, как хвостик для современной медицины уже не являются чем-то сверхестественным. И все же, глупо одним случаем мерить всех ведьм подряд.
Про ведьм также ходят слухи, что по ночам на метле они вылетают через трубу своего дома, могут оборачиваться в сорок, черных кошек и других животных. И это далеко не фантастика. Они время от времени собираются на шабаш на Лысой горе (г.Киев). И это – тоже правда, особенно сейчас, когда с магии сняли запрет. Правда, в действительности шабаш – это не массовые оргии с почитанием дьявола, а – празднование дат Колеса года (например, летнее солнцестояние), которое традиционно отмечается совсем иным образом.
Также люди верили, что ведьмы насылают порчу на домашнюю скотину. Если в деревне начинался падеж скота, крестьяне искали ведьму и расправлялись с ней. Неурожай тоже могли свалить на «подружку сатаны». И это – не просто суеверия. В магии, как и во всем остальном: разрушать – не строить. Нанести вред человеку намного проще, нежели, чем сделать что-либо хорошее. И, к сожалению, дурных людей везде хватает. Однако, это не повод всех женщин, наделенных магическими способностями, мерить одной меркой, ибо их моральные ценности могут быть очень разными. Но, последнее могли не учитывать.
Северная Америка
Шаман и шаманка всегда почитаемы в среде индейцев, они играют роль целителей и советников вождей, жизнедеятельность племени строится по их советам и опираясь на их мудрость.
Люди, наделенные сверхспособностями, занимают важное место в жизни племени и получают за это хорошее вознаграждение. Они являются главными распорядителями церемоний. Вместе они образуют касту, члены которой, подобно нашим врачам, изъясняются на своем особом языке.
Египет
В Египте царская семья, жрецы и простые люди были связаны нерушимыми магическими узами. Египтяне чаще использовали понятия «жрец» и «жрица», так как ведьмы чаще служили при том или ином храме, посвященному Богу или Богине.
Ключом к пониманию древнеегипетской магии служат две ее особенности, унаследованные западными системами. Еще в эпоху Рамзеса II (более 5 тысяч лет назад) египтяне глубоко верили в мистические Слова Силы, а сама магия считалась весьма древним искусством, которое было открыто людям богами.
Вторая особенность связана с первой. Чтобы использовать силы духов и Богов своей доброй и злой воле, жрица должна был знать указанные Слова Силы и имена Богов. Благодаря своему знанию, она могла повелевать силой могущественных божеств.
Вероятно, древние египтяне, как и многие другие народы, полагали, что имя неразрывно связано с силой, способностями и духовной сущностью его обладателя. Например, во многих странах женщины не называют своего имени незнакомцам, а представляются лишь как «дочь того-то» или «жена того-то». Любопытно, что у многих представителей племен Полинезии и Австралии до сих пор принято представляться именно таким способом. Аборигены верят, что если некто узнает его имя, то сможет похитить и его силу.
Япония
Оммедо или японское колдовство возникло в V-VI вв. н.э., эта традиция появилась на стыке различных культурных пластов: буддизма, даосизма и непосредственно японской культуры. Понятие "оммедзи" (ведьма, колдун) стало распространенным в VII в., когда ведьм стали приглашать в императорский двор: оммедзи определяли можно ли на этой земле строить помещения, как расположить комнаты и т.д.
В VIII-IX вв. оммедо получило непосредственно поддержку государства: при министерстве Накацукаса ( Министерство Внутренних Дел) появилось Управление оммедзи. По факту без совета оммедзи не принимались государственные решения.
Уже в X веке учение оммедо достигло небывалого расцвета, сформировался положительный образ ведьмы-чудотворницы, встающей на борьбу со злыми силами. Поэтому в Японии к ведьме относились как к человеку весьма почитаемому, высший свет Японии того времени (эпоха Хэйан X век) строил свою жизнь по рекомендациям оммедзи.
Европа
В Европе магическая традиция отличается от других большим количеством магических методов. Это произошло вследствие соединения и переосмысления египетской, греческой магии, их понимания о мироустройстве, а также мифологии Скандинавии и многих других народов, проживавших на территории Европы.
Отношение к ведьмам в Европе было достаточно уважительное, ведьмы проживали в каждом городе и деревне. Но с приходом христианства начался «передел власти над душами людей». И практически сразу начались гонения на ведьм, приведшие к серьезным последствиям: ведьм стали бояться и уничтожать под любым предлогом...
Но, тем не менее, европейское колдовство в дальнейшем формировалось под влиянием христианства: многие целительские обычаи были основаны на обращении к Христу, использовалась обрядовая символика христианства в так называемых "беломагических" ритуалах. Появились «церковные ведьмы», которые пользовались магией христианского эгрегора. Также появился сатанизм вместе с соответствующей ритуальной атрибутикой – сознательного причинения вреда. Многие ведьмы для сохранения традиции так называемой "чистой" религии сознательно приняли новую форму религии – христианство. Скорее всего, это привело к смешению разных традиций и в итоге получилось европейское колдовство в том виде, в котором мы имеем его сейчас. Также во время прихода христианства в Европу появляется оккультизм – философская мировоззренческая система, основанная на достижениях античных магов и философов. Именно при помощи оккультизма был разработан самобытный пласт магии Европы. Европейская магическая традиция создала теоретическую базу магических действий, которые во множестве культур производились по наитию.
Индия
В Индии к настоящим ведьмам относятся более чем благосклонно, люди, обращающиеся к магам, считают магическую практику самым действенным средством в любых делах. И ничего плохого или греховного в обращении к колдунам жители Индии не видят. В христианских странах обращение к магии считается большим грехом.
Все дело в том, что в отличие от христианского Запада, в Индии нет образа дьявола. Индуизм предполагает глубокое единство всего живого, поэтому не существует границы между добром и злом. Счастье же приходит за познание единства с бытием, а не за нравственные каноны.
Колдуны и колдуньи применяют различные методы в своей практике. Они спокойно могут навести порчу, убить или исцелить и подарить благо. Но даже колдуны, наводящие порчу или смерть, не предаются гонениям, в представлении индийцев только карма может все поставить на свои места. Говоря по-другому, если маг навел на кого-то порчу, то этот человек мог совершить неблаговидный поступок в прошлой жизни и теперь просто несет заслуженное наказание. А маг является просто исполнителем кармы, исполнителем воли всемогущих Богов.
В продолжении мы подробно рассмотрим судьбу ведьмы в русской культуре >>
Кудесник