Альфонс-Луи Констан (магическое имя – Элифас Леви) – французский оккультист, родился в Париже 8 февраля 1810 года в семье сапожника. С ранних лет мальчик отличался сообразительностью, чем привлек к себе внимание приходского священника, который устроил его в семинарию Сент-Никола дю Шардоне. Помимо греческого и латыни, он приобрел познания в древнееврейском языке. Констан стал послушником, получил низший духовный сан и чин диакона. Это образование открывало для него путь к духовной карьере.
В дальнейшем он преподавал в семинарии Пти-де-Пари. В то же время он принял очень строгую клятву плотского воздержания. Но позже он пожалел об этом, объяснив это тем, что тогда он еще не знал жизни и потому принял такое опрометчивое решение. Его духовная карьера оказалась короткой, причиной тому послужили его левые политических взгляды и отказ соблюдать обет безбрачия, обязательный для католического духовенства. Когда в 1836 году Констан влюбился в одну юную девушку, он сознался в этом своему духовному начальству, из-за чего так и не был посвящен в более высокий духовный сан. В свою очередь, это послужило причиной самоубийства его матери, которая слишком много хотела от своего сына.
После сложного 1839 года, времени метаний и, скорее всего, окончательного перелома в мировоззрении, Констан покинул монастырь и переехал в Париж. Там он увлекся теориями эксцентричного старика по имени Ганно (его также называли Мапа), который именовал себя пророком и перевоплощением французского короля Людовика XVII. По словам самого Констана:
Мапа конфиденциально сказал нам, что он - Людовик XVII, вернувшийся на Землю ради дела возрождения, а женщина Мария, с которой он разделял жизнь, – Антуанетта Французская. Он объяснил далее, что его революционные теории были последним словом мятежных претензий Каина, предназначенных для того, чтобы обеспечить в силу роковой реакции победу Авеля. Мы посетили Мапа, чтобы посмеяться над его экстравагантностями, но он захватил наше воображение своим красноречием.
Знакомство с этим старцем оказало большое влияние на мировоззрение будущего мага и вдохновило к написанию его первой книги «Библия Свободы». Но за публикацию этого труда в 1841 году в силу его революционного содержания Констан был лишен свободы почти на год. В тюрьме он увлекся трудами мистиков и оккультистов: Сведенборга, Луллия, Агриппы, Постеля. На протяжении всей своей жизни Констан трижды был заключен в тюрьму и каждый раз попадал туда за публикацию своих статей на политические и религиозные темы.
В конце 1844 года он окончательно отошел от католицизма. В 1846 году Констан женился на 18-летней Ноэми Кадо, которая составила ему достойную пару. Она была яркой творческой личностью – журналисткой и скульптором. Вместе они прожили семь лет, но их брак не принес продолжения рода, все их дети умерли еще в младенческом возрасте. В 1853 году молодая супруга увлеклась другим и бросила мужа; спустя несколько лет она добилась окончательного развода на том основании, что брак «с духовным лицом» не может быть действительным. Последнее свидетельствует о том, что Констана никогда не отлучали от церкви.
Позднее состоялись ещё одни из ключевых для жизни Констана встреч. Знакомство с польским оккультистом Дж. М. Хоен-Вронским (1776-1853) разбудило в нем настоящую страсть к магии. Вронский верил, что ритуальная магия может привести человека к полубожественному состоянию.
Приехав в Англию в 1854 году, Констан познакомился с писателем Бульвер-Литтоном, также интересовавшемся вопросами эзотерики, автором розенкрейцерского романа "Занони" и других оккультных книг, которые сделали магию респектабельной. Вместе они вступили в оккультную группу, где изучали астральное видение, магию, астрологию и гипноз. По просьбе подруги Бульвер-Литтона Констан провел вызывание духа Апполония Тианского – мага жившего в I веке. Тогда же он взял себе магическое имя Элифас Леви Захед, переведя для этого на иврит имя Альфонс-Луи.
В 1855 году вышел в свет первый серьезный труд по магии – «Учение трансцендентальной магии». Год спустя Леви опубликовал второй том – «Ритуал трансцендентальной магии». Позднее Леви написал другие книги: «История Магии» (1860 год), в 1861 году – «Ключ к Великим мистериям», в 1862 году – «Легенды и символы». В этих книгах Элифас Леви дает методическое изложение основ магии, оккультизма и демонологии.
Согласно трудам Леви существует единое тайное учение, которое «кроется за вуалью всех иератических и мистических аллегорий древних доктрин». В книге «Учение трансцендентальной магии» он первым соотнес 22 Старших Аркана Таро с буквами еврейского алфавита и аспектами Бога. Благодаря Элифасу Леви карты Таро в Европе стали применяться в предсказательной магии, а не только в игральном плане: до того карты были распространены по всей Европе в качестве салонной игры – «Тарок». Кроме того Леви развил теорию астрального света, основанную на идее «животного магнетизма». По его мнению, астральный свет подобен флюиду жизни, который заполняет все пространство и все живые существа. Данная концепция была весьма популярна в XIX столетии, Леви дополнил ее, сказав, что «управляя астральным светом, маг может управлять всеми вещами; воля и власть квалифицированного мага безгранична».
Элифаса Леви можно было видеть в облачении мага, и на единственном прижизненном портрете он изображен именно в таком одеянии. В последние годы он жил за счет издания своих оккультных работ, уроков магии и материальной помощи своих многочисленных учеников. В 1875 года Леви умер от водянки. В этом же году его отвергла Церковь. После смерти мастера его ученик, барон Спедальери издал еще одну его книгу – «Ключ к Великим Арканам или Разоблаченный оккультизм».
Остается не известным тот факт, входил ли Элифас Леви в какие-либо эзотерические общества. По некоторым непроверенным данным, в 1861 году он вступил во французскую масонскую ложу, но вскоре, разочаровавшись, покинул ее. Однако современные масоны опровергают эту предположение. Известный оккультист Артур Уэйт (создатель одной из колод Таро), который занимался переводом работ Элифаса Леви, утверждал, что тот был посвящен в некое эзотерическое общество, откуда его исключили за разглашение тайн. Возможно, речь идет о том самом магическом обществе, в которое Леви входил вместе с писателем Бульвер-Литтоном.
Основанный в 1888 году в Лондоне Орден Золотой Зари взял из магии Леви довольно много, как концепций, так и деталей. Алистер Кроули, который родился в год его смерти, утверждал, что является инкарнацией этого мага. Он указывал на ряд примечательных совпадений в своей биографии и биографии Элифаса Леви в своей книге «Магия в теории и на практике».
Никто из современных толкователей магии и оккультизма не может сравниться с Элифасом Леви, а древние, хотя и более авторитетные авторы, уступают ему в живости изложения.
Кудесник