Статьи портала "Кудесник"
Все о современной Магии и Магах

shaman legenda

До недавнего времени фольклор тувинского шаманства был запрещенной темой, но оставался неотъемлемой частью духовной культуры народа, который живет в Центре Азии – в верховьях реки Енисей.
По мифологии тувинцев все хорошее и все плохое идет со стороны Кара Дээр – Черного Неба, точнее от дыхания Черного Неба. Говорят, что Черное Небо находится очень далеко, и шаманы Черного Неба самые сильные.
Сейчас Тува считается эпицентром мирового шаманства. В ее столице – г. Кызыле проходят международные симпозиумы, посвященные первозданному миру тувинского шаманизма, в работе которых принимают участие как ученые-шамановеды, так и сами шаманы из разных уголков земного шара.

Монгуш Борахович Кенин-Лопсан родился 10 апреля 1925 года в Тувинской Народной Республике, в маленькой деревне у реки Хондергей в Дзун-Хемчикском кожууне (административное деление в Туве, равнозначное району). Его детское прозвище, заменявшее имя, было Тас («Лысый») из рода Монгуш, из-за того, что долго не росли волосы на голове. Предки были скотоводами, кузнецами, сказителями, шаманами. Отец – Монгуш Бора-Хоо Кенделгеевич занимался охотничьим промыслом, был сказителем и костоправом, хорошо владел китайским и монгольским языками. В его роду был известный шаман и народный мастер – Дулуш Дондук. Мать – Монгуш Сендинмаа Шиижековна принадлежала к роду Сат. По ее линии так же были шаманки – Сат Севилбаа и Куулар Хандыжап (бабушка Кенин-Лопсана). Куулар Хандыжап была очень знаменитой шаманкой, в народе ее называли Хам-Уруг или Хам-Кадай, что значит «девушка-шаманка», «шаманка-женщина».

семья Кенин-Лопсана

Редкая архивная фотография: семья Кенин-Лопсана (1960 г.) Слева направо в верхнем ряду: Монгуш Кенин-Лопсан, мать Сендинмаа, отец Бора-Хоо, сестра Сендээ; в нижнем ряду: братья Медикей, Василий, Очур-оол.

В семье Бора-Хоо было много детей – девять сестер и шесть братьев; Тас был шестым. Уже в три года он поражал окружающих своей памятью: сказитель пропоет сказку, а мальчик на следующий день перескажет ее от начала до конца. Однажды, к его родителям в юрту зашел один бродячий тибетский монах. Отец спросил у него, почему у одного из его сыновей не растут волосы. Монах посмотрел на мальчика и сказал: «Он будет мудрым, ученым человеком, но пока не знает об этом. Сейчас он – Кенин-Лопсан» (в переводе с тибетского «кенин» означает «дурашливость», «глупость»; «лопсан» ─ «мудрец», «ученый человек»). Так же он добавил: «Этот мальчик будет уметь писать, пусть он пойдет своей дорогой».

Так, Тас из рода Монгуш стал Кенин-Лопсаном, причем фамилия Монгуш, во время получения официальных документов была записана как имя.

В девятилетнем возрасте у Кенин-Лопсана началась шаманская болезнь. Ночью он выходил на улицу босиком, даже зимой; что-то бормотал, с кем-то разговаривал. Его бабушка-шаманка – Куулар Хандыжап стала камлать и предсказала, что он пойдет по ее стопам, станет Небесным шаманом: «Я уйду в другой мир – он останется шаманом после меня». Когда бабушка передала ему свою силу – болезнь прошла.

«Моя бабушка была великой шаманкой, – рассказывает М.Б. Кенин-Лопсан. ─ Она была очень известна в кожууне, три раза пострадала от властей за свою деятельность. Сначала – арестовали ее сына, объявив врагом народа и японским шпионом. Его расстреляли вместе с членами правительства. Через 12 дней после этого, в 1934 году, арестовали и бабушку. Ей дали 5 лет лишения свободы за «контрреволюционные преступления». В середине 1940-х годов, когда Тува присоединилась к Советскому Союзу, она была арестована еще раз по обвинению в пропаганде против Советского Союза. Тогда ей было 63 года, и ее опять осудили, теперь уже на 15 лет. Конечно, официальное обвинение было только предлогом для того, чтобы уничтожить великую живую шаманку».

Еще в детстве М.Б. Кенин-Лопсан начал писать стихи и рассказы. Первая публикация состоялась в местной газете, когда ему было всего тринадцать лет. В это время он еще учился в семилетней начальной школе в деревне Чадан. Затем, он перевел на тувинский язык некоторые произведения А.С. Пушкина. В 1947 году была напечатана в одной из местных молодежных газет его поэма «Радость Тувы». В этом же году он уезжает на учебу в Ленинградский государственный университет.

Монгуш

Монгуш – студент восточного факультета ЛГУ. 1946 г.

Вернувшись в Туву после окончания ЛГУ в 1953 г., М.Б. Кенин-Лопсан, как специалист в области восточной филологии, начинает преподавать тувинский язык и литературу в педагогическом училище г. Кызыла. Потом в течение 13-и лет работает редактором в Тувинском книжном издательстве. В 1956 году выходит сборник его стихов под названием «Большой путь», а в 1965 г. – первый роман «Стремнина Великой реки».

Шаманская тема всегда присутствовала в художественных произведениях М.Б. Кенин-Лопсана, несмотря на запреты. «В те времена было принято считать, что тувинские ученые не занимались тувинским шаманизмом, – вспоминает М.Б. Кенин-Лопсан. – Действительно, ученые очень боялись этой темы. Если они и рассматривали эту проблему, то делали это тайно. Поэтому никто не знал, что я собирал шаманский фольклор. Даже с шаманами я встречался тайно. Однажды мне сказали, что приехал один иностранный ученый, венгерский исследователь, востоковед и этнограф Вилмос Диозеги. Когда мы встретились, он спросил меня, занимаюсь ли я шаманизмом. Я рассказал ему, что написал научную работу по этой теме, но боюсь ее показывать кому-либо. Тогда он попросил у меня почитать что-нибудь из моих исследований. На следующий день я принес ему работу об обряде погребения тувинских шаманов».

Древнетюркское изображение

Древнетюркское изображение у «избушки» Кенин-Лопсана во дворе Республиканского краеведческого музея «Алдан-Маадыр».
Фото О. Диксона.

С 1966 года М.Б. Кенин-Лопсан работает в Тувинском национальном историко-краеведческом музее (ныне – Республиканский краеведческий музей им. Алдан-Маадыр). О раннем периоде его жизни как этнографа повествуется в книге Р. Итса «Стрелы немой скалы» (М., 1966). В 1972-74 гг., в ходе исследовательской работы, он обнаружил в одной из пещер близ Кунгуртуга редчайший памятник мирового значения – буддийское собрание текстов «Ганджур» в 108 томах и «Данджур» в 225 томах пекинского издания на санскрите. Сейчас эти книги являются важнейшими экспонатами Тувинского музея.

Кенин-Лопсан

Глава шаманов Тувы Кенин-Лопсан и глава буддистов Тувы Камбы-Лама: передача белого хадака.

В 1980 и 1985 гг. М.Б. Кенин-Лопсан становится Заслуженным работником культуры Тувы и РСФСР; в 1982 году – защищает в Ленинграде кандидатскую диссертацию по теме «Сюжеты и поэтика тувинского шаманства». Через 5 лет выходит его монография «Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства. Конец XIX – начало XX вв.», представляющая собой полный текст диссертации. Книга была опубликована в Новосибирске в Институте истории, филологии и философии Сибирского отделения Академии наук СССР и, впоследствии, приобрела большое этнографическое значение.

Кенин-Лопсан

«Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства» М.Б. Кенин-Лопсана
стала самой нашумевшей книгой о шаманизме в СССР.

В 1991 году президент РФ Б.Н. Ельцин награждает М.Б. Кенин-Лопсана Орденом «Дружбы народов» за заслуги в литературе. Так же он удостаивается звания «Народный писатель Республики Тыва». В том же году задумывается создание первого в России общества шаманов. В ноябре 1992 г. оно регистрируется как Религиозная организация тувинских шаманов «Дунгур» («Бубен»); учредителем становится М.Б. Кенин-Лопсан. В честь этого события состоялся первый Международный тувинско-американский симпозиум, в котором участвовали ученые и практикующие шаманы из разных стран мира. Через год, на основании правительственной резолюции президента Республики Тыва Ш.Д. Ооржака, при Республиканском краеведческом музее им. Алдан-Маадыр (60 богатырей) учреждается Научный центр по изучения шаманизма.

В 1994 г. Фонд исследований шаманизма, основанный Майклом Харнером, присвоил М.Б. Кенин-Лопсану звание «Живое сокровище шаманизма». В этом же году он становится «Человеком года в области науки» и издает книгу «Древняя этика тувинского народа». Ее продолжение – «Священные традиции тувинского народа» увидело свет в 1999 г. Обе книги стали неординарным событием в педагогической жизни и вошли в перечень учебной литературы для тувинских школ. По решению шаманов, М.Б. Кенин-Лопсан избирается Пожизненным президентом тувинских шаманов.

Кенин-Лопсан

В. Елизаров. Камлание потомственного шамана М.Б. Кенин-Лопсана,
посвященное духу Неба.

В меняющихся политических условиях становится возможным опубликование трех томов архивных документов по истории Тувинской Народной Республики и по истории международных отношений Тувы с Россией, Монголией и Китаем, которые прежде напечатаны не были. Они были составлены и изданы В.А. Дубровским и М.Б. Кенин-Лопсаном в 1995 году. В этом году М.Б. Кенин-Лопсан стал почетным гражданином г. Кызыла.

Начиная с 1995 г. М.Б. Кенин-Лопсан выходит на международную научную арену. Ему в это время исполняется 70 лет. Он побывал по приглашению с лекциями и докладами во многих странах Европы – в Австрии и Швейцарии (1996), США (1998), Германии (2000), Италии (2001). Участвовал в международных выставках и вернисажах с выездной экспозицией «Шаманы Центра Азии. Мифологическое наследие тувинского народа». В декабре 1995 г. он был избран членом Нью-Йоркской Академии наук, а в январе 1997 г. состоялась защита его докторской диссертации по проблемам шаманизма, материалы для которой он собирал более 45 лет.

Кенин-Лопсан

М.Б. Кенин-Лопсан – член Нью-Йоркской Академии наук.

В марте 2000 г. на конкурсе, организованном газетой «Центр Азии», М.Б. Кенин-Лопсан признается «Человеком XX века» и становится героем книги «Лучшие люди XX века Республики Тыва».

Кенин-Лопсан

Вывеска на двери кабинета М.Б. Кенин-Лопсана. Фото О. Диксона.

Указом от 5 ноября 2004 года президент РФ В.В. Путин наградил М.Б. Кенин-Лопсана Орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени за многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства. В 2006 г. Указом Председателя Правительства Республики Тыва Ш.Д. Ооржака за большой вклад в развитие науки и многолетний добросовестный труд М.Б. Кенин-Лопсану присвоено звание Заслуженный деятель науки Республики Тыва.

В общей сложности, М.Б. Кенин-Лопсан написал около пятидесяти книг: сборники стихов, баллады, рассказы, романы и переводы с русского языка на тувинский. Он является классиком тувинской литературы, настоящим человеком-легендой.

Олард Диксон

 Советуем прочесть 

Важнейшие труды М.Б. Кенин-Лопсана по тувинскому шаманизму и традиционной культуре:

1. Конец шамана. Легенда о небесном шамане. Кызыл, 1972;

2. Небесное зеркало: книга сказок, преданий, рассказов и повестей. Кызыл, 1985;

3. Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства. Новосибирск, 1987;

4. Магия тувинских шаманов. Кызыл, 1993 (на тув., рус., и анг. языках);

5. Алгыши тувинских шаманов. Тыва хамнарнын алгыштары. Кызыл, 1995 (на рус. и тув. языках);

6. Тувинские шаманы. М., 1998; М., 2009;

7. Мифы тувинских шаманов. Тыва хамнарнын торулгалары. Кызыл, 2002 (на рус. и тув. языках);

8. Ойтулааш. Классические образцы любовной лирике тувинского народа. Ынакшылдын кожаннары. Кызыл, 2004 (на рус. и тув. языках);

9. Традиционная культура тувинцев. Кызыл, 2006;

10. Дыхание Черного Неба. Мифологическое наследие тувинского шаманства. М., 2008.

Эти книги еще можно купить в магазинах, но скоро они станут библиографической редкостью:

Кенин-Лопсан

М.Б. Кенин-Лопсан.
Дыхание Черного Неба
(новая работа автора).
«Велигор». М., 2008.

                       Кенин-Лопсан

М.Б. Кенин-Лопсан. Тувинские шаманы
(иллюстрированное и дополненное переиздание знаменитой книги
«Обрядовая практика и фольклор
тувинского шаманства»). «Маска». М., 2009.