Статьи портала "Кудесник"
Все о современной Магии и Магах

ghost2

  << Первая часть  - Откуда берутся привидения в замках? - вторая часть.

Предания о заживо замурованных и погребенных распространены среди самых разных западноевропейских народов. Что же лежит в основе этого кровавого обычая строительной жертвы?


В десятом веке по приказу короля Германии Оттона I в Магдебурге велись постройки: было принято окружить город крепостными стенами. Но при этой постройке постоянно возникали проблемы – ворота крепости с каждым разом рушились. Тогда строители обратились за советом к астрологу, и тот сказал: «Крепостные ворота будут стоять, если вы найдете мальчика, которого вам отдаст добровольно сама мать на погребение». И такая мать нашлась. Ею стала одна из фрейлин жены германского короля. Эта женщина была вдовой, имела недостаток в деньгах и должна была покинуть королевский двор. Но, ее положение могло спасти новое замужество, впрочем, для которого ей нужно было достойное приданное. И за большие деньги она согласилась отдать своего ребенка на погибель.
Ворота крепости были воздвигнуты вновь. При их постройке сделали специальную нишу для жертвы, таким образом, чтобы это несчастное создание не раздавило бы камнями, и был воздух, чтоб дышать. Затем туда посадили маленького мальчика – сына той самой фрейлины. Впоследствии, эта женщина не получила того, что так хотела: ее новый избранник отказался от нее, узнав о содеянном, и ей пришлось покинуть окружение королевы.
Только спустя много лет уже дряхлой старухой непутевая мать вернулась просить о христианском погребении для своего ребенка. Когда немного разобрали стену, в своде показалась ниша, а в ней фигура человека, смотревшая в ответ сверкающими глазами. Человек этот по очертаниям напомнил маленького седовласого старичка, сбитая борода которого спадала к низу и уходила глубоко в камни. Над головой замурованного, между двумя каменными плитами, виднелась ямка, в которой свили себе гнездо птицы. На это время создалось впечатление, что словно бы они и приносили ему пищу. Когда вытаскивали тело, люди слышали слабые стоны погибшего. Но, потом все были поражены, когда в лучах дневного света вместо седого старика проявился окаменелый труп бедного мальчика...

Эта страшная история, к сожалению, не единственная в своем числе. Подобные легенды сопровождают многие средневековые замки и крепости. Предания о заживо замурованных и погребенных распространены среди самых разных западноевропейских народов. Рассказы о них сохранились в старых сборниках саг и в других фольклорных материалах. Такие жертвы приносили для того, чтобы постройка была прочная и долговечная; считалось, что душа замурованного делала крепость нерушимой и становилась верным стражем здания, спасая его от наступления врагов, от разрушения временем и от стихийных бедствий.

Такой древний обычай, называемый еще «строительной жертвой», можно встретить у народов Китая, Японии, Индии, Африки, Новой Зеландии, Южной Америки и др. В странах Западной Европы и Африки чаще всего такой строительной жертвой становились дети. Среди шотландцев распространены легенды, согласно которым древние жители Шотландии – пикты для возводимых сооружений совершали кровавый обряд. Он заключался в орошении человеческою кровью краеугольных камней строения. Есть схожая английская легенда о Вортигерне. В ней повествуется о строительстве башни, которое никак не могло быть закончено из-за вмешательства потусторонних сил до тех пор, пока камни фундамента постройки не смочили кровью дитя, рожденного матерью без отца. Также и у папуасов Новой Гвинеи существовал похожий обычай, который требовал окропления кровью человека порога новопостроенного жилища.

В Дании и Швеции, чтобы постройка была нерушимой, некогда закапывали или замуровывали под каждую строящуюся церковь живого ягненка или другое животное. У них такой обряд был делом обычным. В Польше при закладке дома убивали черного петуха и зарывали его под углом дома. Также и в Сербии. Был случай, когда в разрушенной церкви, построенной в XII в. сербским королем, нашли на входе в специальной нише уцелевший скелет петуха и яйцо.

У народа коми-зырян есть поверье, что любое переселение из старого дома в новый всегда требует жертвы, и нередко случается, что при вселении погибают люди. Поверье это настолько было сильно, что люди не хотели переезжать в новостроенные дома, боясь умереть. Похожее отношение есть и у бурят и у уфимских татар, что даже присутствует в толковании снов этих народов: строительство во сне нового дома предвещает смерть; увиденное во сне выстроенное здание – вестник смерти одного из членов семьи.

Остатки обряда строительной жертвы сохранились в Греции, в Румынии, где до сих пор приносят жертву, но только не самого человека, а лишь его тень. Этот обычай получил название – «бегство тени». Жертву, согласно обряду, приносят следующим образом: отмеряют длину тени человека веревкой, затем отрезают ее и зарывают в фундаменте новой постройки.

 

Что же лежит в основе обычая приносить строительную жертву?

ghost2-1

Люди верили в то, что при строительстве нового дома, храма, замка, крепости, и т. п. необходимо принести жертву, чтобы стены здания были прочными, чтобы оградиться от злых духов и всякого несчастия. Обряды строительной жертвы были разными, и в основе каждого их них лежали разные представления. Так, в некоторых случаях жертву приносили для примирения духам земли, которым был нанесен урон строительством. В других целях жертву приносили для приобретения духа-хранителя нового строения, который защищал его от разрушения, от воздействия враждебных сил. Также жертва могла осуществляться через определенные предметы, с которых сила и ее благоприятное влияние переходили на дом и на живущих в нем людей.

В общем, жертва, замурованная заживо, служила платой духам земли за отнятую у них территорию. Вместе с тем, можно предположить, что душа этой жертвы против своего желания становилась духом-хранителем построенного замка или иного строения. Она просто не могла выбраться наружу, ее тонкое тело становилось частью возводимого здания. А ближе к нашему времени, когда при реставрационных работах люди находили скелеты замурованных и придавали их земле, т.е. выносили за пределы этой постройки, души погибших выходили на свободу и здание, в котором они были узниками, начинало рушиться.

Обычай строительной жертвы гораздо древнее каменных строений. Вполне вероятно, что он связан с простыми постройками из дерева, а не из камня. В древние времена люди иным образом относились к деревьям: их считали тотемами и в таком качестве они были неприкосновенными. Но если люди нарушали их неприкосновенность, срубали деревья и строили из их тел дома, деревья-тотемы мстили, убивая строителя или первого жильца. Чтобы не допустить этого, строители приносили взамен жертву – ребенка, раба или какое-нибудь животное. Этим они успокаивали обиженных духов, и те, в свою очередь, давали им жить на своей земле.

Кудесник