Статьи портала "Кудесник"
Все о современной Магии и Магах

mistic games

В актерской среде есть немало историй о небезопасных ролях, о роковых кинокартинах и спектаклях. Многие пренебрегают сообщениями о мистических случаях на съемках, считая это просто совпадением. Думаю, стоит разобраться так ли это. Ведь не зря говорят: «Не бывает дыма без огня!»


Человечество всегда интересовалось чем-то непознанным и невероятным, поэтому часто снимались фильмы и ставились спектакли на тему магии и потустороннего мира. Часто, когда снимают фильмы о каких-то мистических событиях, то съемки проходят достаточно сложно и случается много неприятностей. Есть даже актеры, которые отказываются сниматься в подобных фильмах. Есть мнение, что действительно талантливый актер настолько вживается в роль, что болезни его персонажа или какие-то сложности его судьбы потом могут повториться у актера.

К.С. Станиславский уделял большое внимание роли подсознания в творческом процессе. Он искал, как сознательными средствами проникая в подсознание, подвести актера к такой грани творческого поиска и концентрации, за которой начинается вдохновение. Он считает вдохновение предельной обостренностью всех чувств человека, при котором начинается подсознательное творчество.

Иными словами, у творчески развитого человека развиты и магические способности – он становится сверхчувствительным, порождает нечто такое, что воздействует на других людей (зрителей или учеников). А характер содержания такого искусства должен быть не травмирующим психологически, а дарить свое вдохновение и вызывать то же стремление к душевному саморазвитию и у слушателя или ученика.

Актерам и музыкантам, как и другим людям искусства, присуще суеверие, вера в приметы и ритуалы. У актеров есть свое отличительное «ритуальное» поведение, которое становится особенно заметным ближе к сцене – сакральному центру театрального пространства. Сцена для актера подобна храму. Она наделена своей аурой, своим магнитным полем. Здесь творится нечто такое, что порой выходит за рамки обычной логики. По этой причине настоящий артист никогда не выходит туда в уличной одежде.

А, вот, например, некоторые из известных суеверий: ни в коем случае нельзя произносить на репетиции последнюю строчку пьесы, нельзя свистеть в театре, нельзя входить в раздевалку с правой ноги, нельзя вешать картины на дверь в гримерную – это к несчастью; если актер спотыкается и падает на сцене (не по сценарию), то этот день сулит ему неудачи. Есть и позитивные приметы: гвоздь, найденный актером на сцене, хоть и ржавый и кривой, означает, что очень скоро ему предложат новую роль. Поэтому гвозди актеры подбирают с удовольствием, причем все, что увидят.

Самыми опасными ролями считают те, в которых герой погибает, сцены с духами, гробами, крестами, нечистью, трупами и т.п., а также конкретные роли: графа Дракулы, вампира, ведьмы; в том числе и исторические роли: Иван Грозный, Карл VI, Гамлет, леди Макбет, Дон Жуан...

«Макбет»

2-фильм-Макбет

Есть такие мистические роли, которые негативно сказываются на судьбе сыгравших их. К примеру, о трагедии Шекспира «Макбет» за несколько веков сложилось театральное поверье, что игра в ней приносит всем несчастье и, кроме того, еще и всему, что с ней связано. Поставить «Макбета» трудно – на сцене то и дело происходят несчастные случаи: то декорации сгорят, то покалечится рабочий, то с актером случится авария.

У «Макбета» настолько темная репутация, что те режиссеры и актеры, которые все же приступают к репетиции пьесы, между собой зовут ее не иначе, как «одна пьеса», или «та пьеса». Но, только не произносят вслух ее громкое название, чтобы не накликать беду. Еще хуже может быть, если какой-нибудь из особо старательных актеров начнет репетировать слова пьесы не в положенном месте, а где придется: дома или на улице.

Сложилась легенда, по которой несчастья «Макбета» начались от трех ведьм, которые, по произведению, варили снадобье и произносили заклинания. Еще есть поверье, согласно которому «Песня ведьм» может призвать потусторонние силы. Видимо, поэтому напевать во время репетиции мелодии из «Макбета» считают плохой приметой. Есть ни мало примеров, когда в ходе постановки этой пьесы случались несчастья с театрами или актерами. Так, например, эта роковая пьеса нанесла урон здоровью актера Александра Домогарова, который во время игры поединка на мечах получил травму: он чуть не лишился пальца.

«Вий»

3-вий

Осенью 1967 г. состоялась премьера первого фильма ужасов нашего отечественного кино – «Вий», снятого по повести весьма непростого писателя Н. В. Гоголя, чьи произведения вполне опасны для их воплощения на сцене и экране. Главная роль в этом фильме выпала Наталье Варлей. По прошествии съемок, она поделилась своими впечатлениями:

На съемках этой картины мне не раз бывало страшно. Например, когда я выпала из гроба. Гроб был привязан на длинной веревке к стреле крана и на большой скорости несся по кругу. В какой-то момент я потеряла равновесие и свалилась, летела вниз головой. Даже сгруппироваться не успела. Леня Куравлев меня поймал. Проявил, можно сказать, чудеса циркового партнерства. Со мной ничего не произошло, а по стране пошел слух, что я погибла... Я твердо уверена, что нельзя заглядывать туда, куда смертным вход воспрещен.

Актрисе довелось не только полежать в гробу, но и полетать в нем. А после съемок она серьезно заболела. «Вий», как-то тщетно пытались показать на теплоходе, на котором отдыхала Наталья Варлей: как только появлялись первые кадры, поднимался страшный шторм. Не исключена вероятность того, что роковая роль Панночки пагубно повлияла на личную жизнь актрисы, которая не складывалась так же легко и счастливо, как у ее других героинь. Наталья три раза выходила замуж, но так и не обрела женского счастья – своих детей ей пришлось воспитывать в одиночестве. Лично сама актриса считает, что эта роль испортила ее жизнь. А вот для режиссера К. Ершова этот фильм вообще стал последним...

«Ночной / Дневной дозор»

4-ночной-дозор

Эти фильмы, снятые по романам нашего современника С. Лукьяненко, тоже оказались трагическими. Роль вампира в «Ночном дозоре» принесла неприятности актрисе Анне Дубровской прямо на съемочной площадке. В своем интервью она рассказывала:

Чудовищный грим, который нужно было носить по двенадцать, а то и по семнадцать часов. На лицо мне не только лепили ожог, но и мазали его гелем, чтобы он имел мокнущий вид. В глаз вставлялась линза. Боль была мучительная.

Когда актрисе делали грим, ей поставили испорченную линзу, которая стала причиной острого коньюктивита. Тогда у нее внезапно подскочила температура, и ей пришлось немедленно обратиться за медицинской помощью. Как говорили врачи, Анна могла потерять зрение. И это было только начало целой череды проблем: Анну еще долго преследовали болезни и травмы, а сразу после съемок «Ночного дозора» ее ограбили.

«Мастер и Маргарита»

5-мастер-и-маргарита

Было бы странно, если бы вокруг этого романа М. Булгакова не ходили бы страшные истории. Сам Воланд предрекал Мастеру: «Этот роман еще принесет вам сюрпризы». Но, как правило, чем трагичнее произведение, тем оно заманчивее для кинотворцов. Это произведение пытались экранизировать многие режиссеры, и первым кому это таки удалось, стал Ю.В. Кара. Съемочная площадка его экранизации «повидала» не мало трагедий и несчастных случаев, а сам же фильм, отснятый в 1994 г. вышел в прокат только в 2011 г. Актриса, сыгравшая Маргариту, — Анастасия Вертинская больше не снимается в кино, а некоторые из участников съемочной группы и вовсе умерли.

Одной из самых ярких ролей актрисы Анны Ковальчук стала главная роль в экранизации мини-сериала «Мастер и Маргарита» режиссера В. Бортко. Как говорят ее суеверные коллеги, эта роль принесла ей несчастье. Так или нет, но идеальная до этих съемок семья актрисы распалась. Ее близкие друзья до последнего не могли поверить в то, что Анна развелась, считая информацию в прессе уткой. Сама же актриса не верит в мистику, что видно из ее интервью:

Знаете, я не из тех артистов, которые верят в проклятие того или иного образа. Всему происходящему чаще всего можно найти весьма прозаическую причину, а не искать в этом мистику. В случае с моим разводом, думаю, так и есть.

 

Зарубежная мистика

мистика-кино

За границей с мистическими произведениями происходят те же несчастья. Например, главная роль в мистическом боевике «Ворон» стала последней для Брендона Ли, который погиб прямо на съемках фильма, за ним на тот свет отправились еще несколько человек из съемочной группы. Роль Жанны Д'Арк приносила проблемы, а порой и даже смерть для ее исполнительниц. Трилогия Стивена Спилберга «Полтергейст» унесла жизни почти всех главных актеров. В истории о пришествии Антихриста «Омен» (1976 г.) тоже не обошлось без смертей, погибли участники съемочной группы, работавшие за кадром. В известном молодежном сериале «Зачарованные» — главные героини, сыгравшие ведьм, перессорились со своими женихами, зарекомендовали себя в качестве людей несносного характера, режиссеры отказывали им в ролях, и их дальнейшие актерские работы не принесли желаемого успеха. И это не единственные в своем роде проклятые фильмы.

 

Кому беда, а кому удача

Очень часто с актерами, игравшими в мистических фильмах, ничего ужасного не происходило, и они добились колоссального успеха. Один из таких актеров – знаменитый Джек Николсон, игравший в таких фильмах как «Иствикские ведьмы», «Волк», «Бэтмен». Есть предположение, что знаменитый актер связан с миром магии и знает толк в непознанном. Возможно, личность самого актера идеально подходила под исполненные им роли.

Также можно вспомнить актера Николаса Кейджа, сыгравшего в фильмах «Призрачный гонщик», «Время ведьм», «Ученик Чародея», он так вживался в свои роли, можно было поверить, что это реальные персонажи. А режиссер Тим Бертон, на пару со своим любимым актером Джонни Деппом за много лет создали кучу мистических фильмов, и популярны по сей день. Стоит отметить, что сам Депп очень благосклонно относится к мистике, также известно, что ему по душе культура индейцев, которая сама по себе неотделима от магии.

Актерский состав фильма «Властелина колец» тоже не испытывал больших трудностей после съемок фильма, их ждал бешеный успех. Тоже можно сказать и об актерах фильма «Гарри Поттер».

 

«Заговоренный» актер

7-андрей-соколовЕстественно, не каждая трагическая роль и не всякое прикосновение к смерти приближают гибель актера в реальности. Есть много актеров, умирающих неоднократно на сцене или на экране, но продолжающих жить после этого дальше и работать. Хотя и здесь можно найти отличительные черты: большинство таких актеров после съемок в мистических ролях тоже повстречались с неприятностями. Вот, к примеру, российскому актеру Андрею Соколову уже не раз приходилось умирать в кино, но его это не остановило.

И, тем не менее, даже этому бесстрашному актеру не удалось избежать на съемках различных трагических и мистических происшествий. Когда под Санкт-Петербургом снимали фильм «Пьющие кровь», актеры остановились в гостинице «Ленинградская». Как-то ночью в гостинице случился пожар, здание загорелось, когда большинство постояльцев уже спокойно спали в своих кроватях, как и актер Андрей Соколов. Однако ему повезло, к нему в номер ворвалась незнакомка и разбудила его криком: «Пожар!» Он успел спуститься вниз до того, как огонь отсек верхние этажи от нижних.

Однажды в театре во время спектакля на Соколова свалилось громадное стекло. Со слов очевидца – актера Дмитрия Марьянова, находившегося рядом в этот момент, он словно «в рубашке родился»:

Это невероятно. Я думал, его пришибло. Стекло огромное, витражное, рухнуло ему на голову и разлетелось на тысячи осколков, а у Андрея ни царапинки, ни пореза. После такого удара он вышел на сцену и играл спектакль.

Стоит отвести отдельное внимание тому, что Соколов увлечен мистикой, в частности спиритизмом. Как говорят коллеги актера по театру, на его гримерном столике можно увидеть много свечек, амулетов и другой «защитной атрибутики». Сам же Андрей Соколов говорит о своей неуязвимости так:

Я играю смерть на экране и этим отодвигаю ее в действительности, я как бы обманываю судьбу и смерть: «Вот, я уже умер, отстань от меня».

 

Съемки в мистических фильмах, игра в трагических спектаклях, несомненно, оказывает влияние на дальнейшую судьбу актеров. Но какое это будет влияние: негативное или позитивное, полностью зависит от личности самого актера и от его познаний в мире магии.

В магии существует неписаное правило:если ты называешь себя магом, ты должен следовать этому пути, иначе тебе грозят неприятности. Поэтому стоит задуматься, прежде чем играть магическую роль. Возможно, что актер играет на сцене мистика и идет таким же путем по жизни, либо нет, и платит за это.

В завершении этой темы хороша фраза знаменитой французской актрисы Жюльетт Бинош:

Кинофильмы как открытые двери, и перед каждой я меняю характер, и жизнь... Я всегда живу настоящим. Я принимаю этот риск. Я не отрицаю прошлого, но это – перевернутая страница.

Кудесник