Статьи портала "Кудесник"
Все о современной Магии и Магах

hammer of witches

«Охота на ведьм», происходившая по всей Европе в период со второй половины XV в. по XVII в., является ярким и кровавым пятном в истории человечества. Эта тема, незаслуженно забытая в XIX в., и, вновь получившая распространение в XXI в., получила новый виток своего развития еще в начале XX в., когда происходило раскрытие все новых фактов истории инквизиции того времени.

В Германии серьезные преследования ведьм начались с 1448 г., когда два доминиканца Иаков Шпренгер и Генрих Инститор, получили от папы Иннокентия VIII – буллу, дававшую им полномочие преследовать и искоренять ведьм. Этот папский акт описывал союзы ведьм и чертей и все видимые деяния ведьм как действительные факты и предписывал всему духовенству оказывать содействие инквизиторам. Но, несмотря на это, процессы о ведьмах нелегко входили в обычай, так как никто не верил басням, которые возведены были в догмат главою римской церкви.

молот ведьмКонечно, народ верил в чародейство и пользовался им, но в течение многих веков церковь осуждала веру в возможность дьявольской магии, потому надо было вновь пробудить ее. Эту задачу взял на себя Иаков Шпренгер. Именно с этой целью он издал в 1487 г. свое произведение – «Молот ведьм», названное так потому, что оно должно было сокрушать ведьм. В нем подробно были описаны ведьмы, союз их с дьяволом и прочие беззакония.

Сама книга – «Молот Ведьм», созданная в качестве инструкции для инквизиторов, действовавшая вплоть до конца XVII века, написана теми, кто непосредственно участвовал в инквизиторских судах над ведовством в Европе. В ней заложены основные церковные знания на тот период, способы борьбы с ведьмами и их колдовством, легенды и истории, полные знания демонологии тех лет.

С чего все начиналось?

В Европе, на смену раскованности, приходит усиление темы неравенства полов, разобщенность, ограничение и дисциплинирование тела. Причина в самом модернизационном процессе, который приводит к стрессу, в первую очередь мужчин. В этой связи, в источниках фиксируют ухудшение статуса женщины. К ней прививается образ ленивицы и соблазнительной искусительницы. В последствии, проблема приниженного положения женщины, опираясь на Библию, утверждает огромный перевес грязного и скверного в женщинах над добрым и примерным. Удел женщины, учит Библия, страдать, терпеть и подчиняться. Опираясь на ее писания – церковь легко находит способ обличить женщину в колдовстве, одев на нее грязное, непокорное, блудящее и порочное обличие. Ни для кого не секрет, что в колдовстве может быть повинен и мужчина, однако, последствия «охоты на ведьм» показывают, что целью «повального истребления» были именно женщины. Именно для борцов с ведьмами была написана книга – «Молот Ведьм», которая являлась руководством к действию для истребления «слабого пола», под покровительством церкви.

Молот ведьм состоял из нескольких частей. Первая часть разъясняла психологический и социальный аспекты судейства над ведьмами. То есть, была направлена на оправдание деятельности инквизиторов, а также деление ведьм на несколько классов:

  • те, которые могли наносить зло, но не могли его исправить;
  • те, которые моги только устранить зло, но не могли его нанести;
  • те, которые могли причинить и устранить зло – самые опасные ведьмы, т.к., чем больше они гневят бога, тем больше силы и могущества дает им дьявол.

молот ведьмВторая часть содержала сведения о принципах существования ведовства и ведьм как класса существ, помощников Сатаны. В ней разбирались основные методы, которыми пользовались ведьмы для вредительства, а так же методы, пригодные для обеспечения безопасности окружающих и излечения от колдовства.

Третья часть была неким подобием уголовного кодекса, в которой рассказано как вести процесс, какие обстоятельства могли уберечь ведьму от смертной казни, а какие наоборот приводили прямо к месту казни без отлагательств и излишних доказательств. Нужно сказать, что ведьм казнили почти всегда. 99% ведьм были обречены и лишь 1% оставался в живых.

«Молот ведьм» являлся подобием уголовного законодательства, которое четко разъясняло инквизиторам, что и как нужно делать. Некоторые положения книги опровергают, ранее популярные методы определения ведьм: испытание огнем, раскаленным железом, погружение в воду и т.д. и утверждают положение судьи. Никто кроме судьи не мог вынести приговор ведьме, у подозреваемой даже было право на адвоката, но это очень редко помогало женщинам.

В судебной стороне дела были два пункта особенной важности. Чтобы привлечь ведьму к суду, не требовалось никаких обвинений, основанных на доказательствах, достаточно было одного лишь доноса. Благодаря этому, обвинитель был вполне гарантирован в том, что он не будет в ответе, если бы его обвинение оказалось ложным, но такого случая почти никогда не было, так как несомненным доказательством считалось признание самой ведьмы, а оно вынуждалось пыткой. Но если, несмотря на все пытки, ведьма не сознавалась, то тем самым ее вина становилась еще очевиднее, потому что такое упорство она могла проявить, разумеется, только с помощью дьявола. Нечего доказывать, что эти два обстоятельства особенно способствовали процессам о ведьмах и, что лишь немногие обвиняемые смогли избежать смерти.

Когда «Молот ведьм» достаточно наставил народ, как надо смотреть на чары: а поднятые процессы вселили необходимый страх, то обвинения стали делаться все многочисленнее. Невозможно определить, сколько вообще людей было казнено в течение нескольких веков по подозрению в чародействе. Когда же прекратились преследования, то в Германии оказались целые округа, в которых остались в живых только две женщины. По некоторым данным, Европа, из-за инквизиции потеряла около 500 000 женщин. Именно этот факт является главной основой для теории, утверждающей о потере женского генофонда в период инквизиции. Именно из-за этого, Европа в современности не может похвастаться таким обилием красивых женщин, как например, Украина или Россия, да и к тому же психика современных европейских женщин значительно изменилась с появлением феминизма.

Хочется показательно упомянуть об одном из тысяч подобных случаев, из одного процесса о ведьмах. Шесть женщин в городе Линдтейме были подвергнуты пытке, чтобы принудить их к сознанию в том, что они вырыли на кладбище труп новорожденного ребенка, чтобы употребить его для своей чародейской мази. Они сознались. Однако муж одной из этих женщин настоял на том, чтобы в присутствии всего суда могила была разрыта, и в ней, конечно, нашли ребенка нетронутым. Но инквизитор утверждал, что нетронутый труп, есть только дьявольское наваждение, а так как все женщины сознались в своем деянии, то их признанию придали больше значения, чем увиденному факту. Таким образом, все женщины были сожжены. Подобными случаями изобилуют акты процессов о ведьмах; читая их, создается впечатление, что если какая-нибудь из участвующих сторон и была во власти «дьявола», то, во всяком случае, не обвиненные «ведьмы», а преподобные инквизиторы.

«Нет чуда в том, – говорится в «Молоте ведьм», – что еретичеством ведовским паче осквернены жены, нежели мужи. Правильнее называть эту ересь не ересью колдунов, а ересью по преимуществу ведьм, чтобы название получилось от сильнейшего. Да будет прославлен всевышний, по сие время охранивший мужской род от такой скверны. Ведь в мужском роде он хотел для нас родиться и страдать. Поэтому он и отдал нам такое предпочтение» – писали Я. Шпренгер и Г. Инститорис в «Молоте ведьм». Таковы были убеждения охотников за ведьмами, согласно которым они и действовали.

Главным толчком для распространения веры в ведьм и колдунов, ее успех и широчайшее распространение зависело, в первую очередь, от широкой ее популярности в среде духовенства. Инквизиция истребляла ведьм, тем самым открыто признавая их существование и пропагандируя тем самым страх в населении перед силами зла; инквизиция не отрицала того, что человек либо по своей доброй воле, либо, совершенно сам того не подозревая, может войти в сношение с дьяволом и верно служить ему, взамен получая сверхъестественные силу и мощь. И такая перспектива служения дьяволу была бы выгодна большей части народа, особенно для народа бедного и угнетенного, прослыть колдуном или ведьмой означало проявления страха и боязни в его сторону. Неверно, что договор с сатаной был легкомысленным, безрассудным поступком какого-нибудь влюбленного или скряги. Если обратиться к здравому смыслу, к человеческой природе, то, напротив, становится понятным, что такой шаг был крайностью, который вызван беспредельным отчаяньем, страшным гнетом обиды и нужды.

Всякая сила вызывает перед собой преклонение, а средневековый католицизм сделал из образа сатаны такую силу, которой, в конце концов, стала страшиться даже сама создавшая его римская церковь. Отголоски этого страха живут внутри людей по сей день. Мы можем наблюдать его и в сегодняшнем обществе. Стоит задуматься о природе этого страха, возможно, он для чего-то и кем-то был просто навязан?

Кудесник