Статьи портала "Кудесник"
Все о современной Магии и Магах

blog i seid 9

Эта статья посвящена сейду – одному из магических направлений Северной Европы. Принимаясь за нее, я старался всячески избежать попыток ввергнуть читателя в филологический и лингвистический разбор слов с последующим переливанием из пустого в порожнее. Также не хочется углубляться в исторические рассуждения о правомерности называть сейдом то или иное. Потому что ни один исторический источник, касающийся магии, ее традиций и практик, созданный человеком, не погруженным глубоко в магическую практику, не может считаться достоверным. Так как исторические книги, описывая магические и мистические традиции разных групп или даже народов, хорошо показывают только внешнюю сторону действий, иногда угадывая взаимосвязи и символизм последних, но во многом они не передают сущностного содержания предмета описания. Эта же статья раскрывает тему с точки зрения практики, написана она практиками для тех, кто ищет не столько объяснения значения слов, сколько объяснения основных механизмов, помощи в начинаниях и вдохновения.

На вопрос «Что такое сейд?», человек, увлекающийся мифологией Севера, легко ответит: «Сейд – это особенный вид магии скандинавов». Но так ли это? Давай разберемся.

Об этом виде магии нам известно из целого ряда эддических и скальдических произведений, в которых вельвы и сейдконы (так на севере называли прорицательниц и ведьм), а иной раз и сами Валькирии творили сейд и тем самым влияли на ход битв или состояния людей. Согласно источникам, описывающим магические и мистические традиции Северной Европы, сейд для скандинавов является «пришлым» видом магии. В эддических текстах говорится о том, что после того, как Асы (изначально Боги пришлых скандинавов – будущих викингов) объединились с Ванами (местные Боги), в Асгард к Асам переехало жить несколько Ванов, среди которых была Богиня Фрея. Именно этой Богине и приписывается совершенное знание сейда и распространение этого учения среди Богов и людей. Все Боги кроме Одина отказались от обучения сейду, поскольку считали занятие сейдом неподобающим для мужчин. Это же отношение к сейду мы видим и среди обычных людей: занятие сейдом не было одобряемым, причем, если им занимались женщины, то это было терпимо, а если мужчины, то порицалось вдвойне.

blog i seid 10

Если практика сейда действительно пришлая, то рассматривая мистические традиции соседствующих народов, мы обязательно найдем что-то похожее: выполнение практик, названия и т.д. Но об этом поговорим чуть позже, а сейчас рассмотрим то, что собой представляет сейд сущностно.

По своей сути сейд является практикой экстатического транса, позволяющего стереть границы между собой и миром, здесь и там, прошлым и будущим. Во время сейда практик одновременно находится в двух местах: здесь – в месте, где находится его тело, и там – в особом месте, где соединяется все, что может быть соединено, на перекрестке миров, у подножья мирового дерева. Таким образом, практик, путешествуя по мирозданию, обретает способность общаться с миром Духов напрямую, воспринимать Духов и Богов как объективно существующих личностей (а не как архетипы), видеть прошлое и будущее, влиять на него. А в спа (разновидности сейда) практик может вступать в контакт с Предками, получать от них советы и наставления. Если появится желание практиковать такое направление, то обязательно ознакомься с этой статьей: «Общение с мертвыми [техника безопасности]».

Подобные практики экстатического транса встречаются в целом ряде культур, распространенных по всему земному шару. К примеру, это шаманский ритуал камлания с танцами и песнями, целью которого является введение шамана в особое состояние исступления и временное освобождение от тела для прямого общения с Духами, путешествия по другим мирам, непосредственного влияния на ситуацию. Шаманы и Якутии, и Новой Гвинеи по сей день пользуются подобными практиками, а использование бубна, трещотки из костей или веретена является неким вспомогательным культурным элементом. Конечно, не стоит ставить знак равенства между практикой сейда и шаманизмом, но, согласись, сходство более чем очевидно. Это происходит потому, что и сейд, и все известные виды шаманизма стоят на одних и тех же магических практиках транса. А, следовательно, в перечень возможностей практики сейда можно отнести всё то, что относится и к любым трансовым магическим практикам.

Если ты хочешь овладеть техниками сейда, то не спеши начинать заучивать сложные слова на древнеисландском языке, а начни с изучения и освоения транса. Подробнее о техниках транса читай в статьях: «Вход в транс. Простой способ» и «Техники транса».

blog i seid 11

Пришло время вернуться к истокам сейда и посмотреть на него немного с иной стороны. Прежде, чем продолжить говорить о том, что такое сейд, необходимо разобраться в значениях этого слова. А таких два. В первом значении слово сейд употребляется в качестве обозначения некоего вида магии (об этом мы уже говорили), во втором – обозначает места, наделенные особой силой.

В учении нойда – саамского шаманизма (саамы – коренные жители Скандинавии), сейдом называется священное место, в котором находится особенный объект с живущим в нем Духом. Среди саамов принято относиться к этим местам почтительно, приносить им дары в виде пищи или предметов, а также обращаться к ним за помощью. Само слово сейд невозможно перевести на русский язык однозначно. С одной стороны, это – «Святыня», а с другой – «что-то недоступное и связанное с другим миром».

Чаще всего сейды выглядят как каменные конструкции: большой камень стоит на нескольких маленьких. Так же сейдами могут быть необычные камни, деревья, пни, озера, родники и т.д. Сейды выступают в качестве святилищ. Причем каждый из них имеет свой «характер». К некоторым сейдам нельзя подходить близко, к каким-то можно подходить только женщинам или только мужчинам. Есть сейды, к которым можно подойти только с дарами и то в особое время.

Таким образом, мы видим, что сейдом называется священное место или, иначе, место Силы, в котором происходит контакт человека с миром Духов. Но для этого мало лишь находиться в месте Силы, нужно уметь войти в соответствующее состояние – экстатический транс.

Сейды Кольского полуострова:

Возвращаясь к аналогии с другими магическими традициями, сохранившими практики экстатического транса, мы видим, что везде, где это живо, есть подобные места. К ним могут быть отнесены необычно растущие деревья и целые рощи, горы, холмы и утесы, большие камни или чем-то выдающиеся поляны. Они могут иначе выглядеть и называться, но объяснение их исключительности будет всегда одно: «Здесь живет Дух!».

При большом желании, можно наладить контакт с местом Силы и заручиться поддержкой Духов этого места. Если найти подходящее место сложно, то можно сделать место Силы у себя в квартире. О том, как это сделать, я написал в статье «Место Силы в городской квартире».

Возникает закономерный вопрос: «Как традиционное обозначение мест силы саамов связано с одним из видов магической практики скандинавов?». Все достаточно просто. Мы уже говорили в начале статьи о том, что Фрея – это Богиня, не состоявшая в изначальном пантеоне будущих викингов. Она являлась Богиней каких-то местных народов и вошла в пантеон колонистов уже после переселения и примирения с местными. Она могла быть Богиней-Матерью и Хранительницей Магии у какого-нибудь местного народа. И с заимствованием образа Богини скандинавы могли позаимствовать и часть ее культа, который реализовался в виде практики сейда. К тому же хорошо известны примеры, когда используется общее название для магической практики и предмета, участвующего в ней. Пожалуй, одним из самых ярких примеров этого являются слова, определяющие мага-практика в Карпатах – Мольфар и предмета силы, используемого им – мольфа. Таким образом, сейдом могли называть как священное место, так и практику, выполняемую на этом месте.

 

Вебинар о Сейде [Кудесник TV]

 

Некоторые выводы:

  • Сейд, по своей сути, является специфической разновидностью магии, основанной на изменении состояния сознания, и чтобы заниматься ей, не обязательно быть знатоком древних языков и традиций скандинавов, но обязательно изучать и совершенствоваться в практиках вхождения в транс.
  • Через практику транса ты сможешь установить связь с Духами и получать от них информацию, но при общении с ними, помни о технике безопасности и испытании Духов.
  • Все, что написано в книгах о сейде не практикующими и глубоко не погруженными в магические традиции, может никак не относиться к сейду в реальной жизни.

Практикуй и у тебя все получится!

Свои вопросы и комментарии пиши ниже.