Статьи портала "Кудесник"
Все о современной Магии и Магах

different views

Сейчас мы четко понимаем, что наука далека от истины и не дает ясных ответов на многие вопросы. Современная наука мыслит примерными «моделями», которые называются «теориями». Если модель адекватно объясняет и предсказывает явления, то это хорошая теория, если она ошибается в своих объяснениях и предсказаниях, значит, ее нужно менять.

Магический вариант научной теории это – парадигма. Парадигмаэто способ восприятия мира, фундаментальный набор допущений редко подвергаемых сомнению. Впрочем, каждый маг все же должен в них сомневаться, поскольку у него есть одна или две парадигмы, допускающие существование магии. Большинство общепринятых парадигм нашей культуры такого допущения не содержат. Я бы назвал парадигмы, включающие подобные допущения, «магическими». При этом изначально ничего магического в них нет. Человек может верить в магическую парадигму, не будучи магом. Ночные познавательные телепрограммы подтверждают это своими расследованиями, касающимися «необъяснимых» фактов.

Если приходится менять научную теорию, когда она не может объяснить некоторые явления, то магические парадигмы значительнее гибче. Маг способен постоянно удерживать в уме многочисленные, иногда даже противоречащие между собой концепции. Этот прием люди использовали веками, возможно, даже тысячелетиями. Изучая магические свойства предметов (многие из них мы в настоящее время называем физическими), средневековый маг порой объединял спиритическую и религиозную парадигмы и веру в «естественные науки». Но при этом продолжал иметь в виду потенциальное влияние магии. Тот факт, что научный подход может вступать в противоречие, к примеру, со спиритической парадигмой, волновал его не больше, чем он волнует современного мага. Просто каждый выбирает для себя систему, которая работает на него лучше остальных.

На мой взгляд, мультипарадигмальность — это sine qua nоn (буквально «без чего нет», лат.) магии, хотя я и убежден в том, что магическая парадигма для того, чтобы стать полезной, должна иметь ряд преимуществ, характерных научной теории. Я не выступаю за научное исследование магии, но полагаю, что магическая парадигма должна, по меньшей мере, объяснять, как можно стать более умелым магом.

Коль скоро мы с вами поняли, как усваиваются наши представления о мире, то можем сначала усомниться в авторитетах, а затем начать менять бесполезные для нас представления и парадигмы без страха и колебаний. У каждого из нас есть множество способов восприятия реальности, парадигм, помогающих нам объяснить и предсказать поведение других. Возмож­но, один из самых интересных подходов к данной проблеме демонстрирует У. Д. Фратер. Он характеризует ряд магических парадигм, каждая из которых предлагает свое объяснение ма­гии. По нашему мнению эта система классификации наиболее удачна, и поэтому мы используем ее в своей статье.

 

СПИРИТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА

different-views1

В средние века и в более ранние эпохи считалось, что магия осуществляется посред­ством нефизических сущностей, в частности, богов и духов. В классической Греции разница между богом и духом (или скажем демоном в более поздний период) была весьма расплывчатой и определялась лишь по­ложением в иерархии. В средневековье акцент делался на моральных качествах: демоны были злом, а Бог — добром. Некоторые духи, например, ангелы и архангелы, работали на Бога, и маг мог прибегать к их помощи для установления контроля над демонами зла.

Спиритическая парадигма имеет определенную сферу применения. При помощи внешней силы (духа или демона) маги могут решать те задачи, которые в одиночку решить невозможно. Однако на этом пути не исключено возникновение труд­ностей, связанных с независимостью духов. Для античного мага, греческого или римского, все становилось менее проблематично, если дух в целом считался добрым, но ведь были и злые демоны, равно как и злые боги, которые могли навредить или притвориться доб­рыми. В средние века предполагалось, что даже с добрыми духами договариваться будет непросто, если просьбы магов являются слишком сложными, путаными или неэтичными. А иногда они просто не желали помогать. Один из самых популярных примеров эпохи Возрождения – случай с доктором Джоном Ди, придворным астрологом королевы Ели­заветы. Его товарищ, Эдвард Келли, писал, что ангел приказал им с Джоном поменяться женами. Доктор Ди благоразумно отказался.

Более привлекательную логику, отвечающую спиритической парадигме, демонстриру­ет анимизм. Согласно этой концепции, все вещи наделены разумом и силой. Могуществен­ные духи проникают во все предметы и взаимодействуют с материальной реальностью миллионами различных способов. Кроме того, маг может заключать союзы с некоторыми из этих духов для решения общих задач. Но в этой связи появляется ряд этических проблем. Такие духи слишком могущественны, чтобы мы могли ими командовать, — их нужно просить. Разумеется, возникает вопрос: должны ли мы позволять им управлять нами?

В анимистических культурах нечасто встречаются духи, отдающие команды. Обычно они воспринимаются как партнеры по той или иной деятельности, часто коллективной по своей сути. Анимистическая парадигма возродилась в магии, возможно, из-за ярко выраженной анархической (или анти-авторитарной) направленности современной магической мысли. Анимизм предоставляет нам вариант использования спиритической парадигмы без проблем, связанных с иерархией.

 

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА

different-views2

Большинство современных магов имеют среднее образование, поэтому меня всегда поражает, когда речь заходит о магической «энергии» в качестве чего-то реально существующего. Конечно, энергия — полезный символ, но заявлять, что существует некий до настоящего времени неизвестный науке вид энергии, в корне отличающийся от всех остальных, — это абсурд. Не меньший абсурд — утверждать, что данная энергия неким образом становится источником магии.

Однако в каждом человеке присутствует метафорическая «энергия». Это тот же самый вид энергии, который заставляет нас подниматься по утрам с постели, помогает нам решать свои задачи в течение дня и засыпать ночью. Эта энергия существует не в буквальном смысле, а как символ силы, и мы можем применять магию, чтобы изменять, приводить в движение и использовать ее. В китайской традиции ки-гонг признается возможность изменять персональную энергию с целью оздоровления, овладения боевыми искусствами и магическими приемами. В других культурах существуют идеи мана (так маори называютт «силу», «влияние»), цог (монгольский термин, означающий «психическую энергию шамана»), эш («сила» у йоруба). Эти «силы» находятся во всех вещах. Манипуляции с мана, цог или эш позволяют магу осуществлять контроль над физической средой.

Чтобы утверждать, что подобную энергию можно преобразовать, скажем, в электрическую или кинетическую, нужно располагать соответствующими примерами того, как это было сделано. Подобные примеры весьма немногочисленны и редки хотя и встречаются. О подобных случаях можно узнать, читая легенды о магах, или стать очевидцем использования подобных приемов мастером, а можно и научиться самому, проявляя должное усердие.

Энергия — важный символ для нашей культуры. И поэтому вера в то, что наш разум в состоянии управлять энергией, — это способ символического обозначения внутренней силы человеческого сознания, которая может формировать реальность. Кроме того, данную парадигму легко передать другим. Каждый из нас испытывал на себе действие статического электричества и ощущал тепло свечи. Мы можем легко представить эти ощущения, придав им реальность за пределами собственного сознания. Также энергия служит прекрасным символом силы. Соответственно, она представляется совершенным средством обмена между магами и духовными сущностями.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА

different-views3

У психологической парадигмы также есть свои недостатки. Вместо некорректного исполь­зования научных терминов для объяснения магии здесь имеет место их применение для ее оправдания. В рамках психологической парадигмы человек предпринимает ритуальные действия просто для того, чтобы контролировать свои мысли и таким образом повышать уверенность в себе, взаимодействуя с окружающим миром. Такой подход обязательно приводит к успеху. Но есть проблема: магия работает за пределами сознания. Я могу оказать воздействие на человека, который будет находиться на другом конце города. Однако тот факт, что мой друг звонит мне, когда я этого желаю, несомненно, не имеет никакого отношения к моей возросшей уверенности в себе.

Тем не менее, у психологической парадигмы есть, по крайней мере, одно примене­ние: с ее помощью можно убедить тех, кого беспокоит ваш интерес к магии, что вы, во всяком случае, не душевнобольной. Если вы способны сформулировать что-то в научных или психологических терминах (пусть даже это будет нечто странное, вроде выполнения магического ритуала), то люди сочтут вас, скорее эксцентричным, нежели сумасшедшим. Вы можете объяснить, что магия просто манипулирует юнгианскими архетипами (хотя в наше время лишь немногие психологи воспринимают Юнга всерьез), чтобы достигать ментального эффекта, позволяющего лучше контролировать неосознанные побуждения. Все это конечно, бессмысленно, но в то же время может спасти вас от репутации очень странного человека. Иногда вообще лучше держать свой интерес к оккультизму в секрете.

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА

different-views4

Эта последняя парадигма рассматривает мир как своего рода компьютерную программу, информационную среду, которую маги перепрограммируют с помощью своего сознания. Нас интересуют следующие свойства информации:

 1  теоретически ее можно накапливать до бесконечности. Система, имеющая неогра­ниченное количество состояний, такая как фрактальная, способна хранить неограниченное количество информации;

 2  информация не подчиняется законам материи и энергии или, другими словами, не привязана ко времени и пространству;

 3  она может существовать независимо от материи — это позволяют предположить недавние эксперименты в области квантовой теории.

Какой замечательный претендент на должность магической «энергии»! Информация обладает всеми нужными свойствами: притом, что имеет нефизическую природу, она, все же, взаимодействует с материей; при помощи человеческого сознания ею можно манипулировать, она может быть сохранена в виде символов; ее можно передавать, копировать и мгновенно преобразовывать. И даже ученые занимается ее изучением!

Итак, информационная парадигма — это превосходная модель для описания того, что мы делаем, когда занимаемся магией. Помимо всего прочего, мозг оперирует гораздо большими количествами информации по сравнению с той, что содержится в электри­ческих импульсах, передающихся между его нейронами. Если мой разум может вызвать изменения на символическом уровне, то, вероятно, он способен вызывать и реальные изменения. Возможно, информация, проходящая через мое сознание, также проходит и через весь мир — все связано с одной и той же матрицей.

Для тех, кто склонен к поиску научных объяснений магии, информационная парадигма представляется наиболее приемлемой из всех возможных, хотя такой поиск все равно напоминает попытки найти научное обоснование поэзии. Наука просто не изучает и не может в полной мере объяснить магию, так же как неспособна объяснить феномен искусства. Но, весьма вероятно, в способах изучения информации и даже в формулах, меряющих и описывающих ее проявления, есть нечто такое, что мы можем использовать для нового интересного подхода к проблемам магии.

Например, количество информации в сообщении обратно пропорционально его правдоподобности в заданных условиях (информация = 1/правдоподобие). Сообщения, которые мы обычно получаем, содержат очень мало информации. Так, если я подаю кофе и спрашиваю у посетителя: «Какую чашку?» — то ожидаю получить один из трех вариантов ответа: «маленькую», «среднюю» или «большую». Любой из них будет содержать минимум информации. Часто употребляемые слова (типа «этот») тоже крайне малоинформативны, поскольку правдоподобность любого высказывания, содержащего хотя бы одно такое слово, чрезвычайно высока. Сложные и редкие сочетания (например, «обезьяна кумкват») намного более информативны. Чтобы в этом наглядно убедиться, попробуйте представить себе, как из предложения «вырезаются» отдельные слова. Можно убрать наиболее часто употребляемые слова, и фраза останется понятной, но, если удалить слова редкие, получится абракадабра.

В то же время, если сообщение содержит слишком много информации, то оно не вписыва­ется по размеру в информационный канал и не может быть правильно передано. «Пропускная способность» информационного канала определяется средствами коммуникации. Если я, например, говорю, то в качестве канала выступает мой голос, а также посторон­ние «шумы». Конечно, шум — это информация, не подходящая для основного сообщения. Если шумов чересчур много, они засоряют канал, и сообщения по нему не проходят. Точно так же, если мы пытаемся сделать что-то слишком невероятное или, если уровень ментальных «помех» чрезмерно высок, у нас ничего не получается, поскольку канал засорен. В этом случае лучше прекратить попытки и решать осуществимые задачи со спокойным настроем.

different-views5

Итак, чем шире канал и, чем ниже уровень шума, тем больше вероятность, что со­общение будет принято без искажений. Если помехи чересчур сильные, сообщение бу­дет искажено или неправильно понято. То же самое произойдет и при слишком узком информационном канале.

Еще одна причина, по которой я считаю информационную парадигму столь важной, заключается в том, что она дает четкие инструкции относительно подготовки магов, которых не предлагают энергетическая или спиритическая парадигмы. Например, согласно энергетической парадигме, сила мага зависит от того, какое количество энергии он (или она) может удерживать или направлять. Маг силен настолько, насколько он силен. Реко­мендаций по совершенствованию магических навыков не дается, поскольку не объясняется, откуда энергия берется, как ею можно манипулировать и, как она взаимодействует с материей. Похожая ситуация складывается и со спиритической парадигмой: сила мага определяется силой помогающих ему (или ей) духов, которые запросто могут ее у мага и отнять.

В конечном счете, все эти парадигмы всего лишь игры разума. Ни одна система не может дать адекватного объяснения всем феноменам, так же как теория вортицизма не способна объяснить всю поэзию, а импрессионизм — всю живопись. Но, подобно поэту, написавшему с утра стихотворение в духе вортицизма, а вечером традиционный сонет, и, не испытавшему при этом никаких противоречивых чувств, человек может в понедельник иметь дело с духами, а во вторник — с энергией, и ни малейшего душевного диссонанса у него не возникнет. На самом деле смена парадигм очень удобная вещь. Поступая таким образом, мы получаем возможность рассматривать любую магическую проблему равных точек зрения.

Например, я хочу найти вора. Я могу отправить на его поиски духа. Могу воспользоваться для решения этой задачи энергией талисмана. Могу убедить себя в том, что вор пойман, и проблема исчезнет сама собой. Я могу связать семиотический образ вора с семиотическим образом правосудия и позволить символам самим встретиться друг с другом. Все эти способы ведут к одному и тому же результату, только одни из них более эффективны, чем другие. Возможно, некоторые из них покажутся более привлекательны­ми с эстетической точки зрения. Скорее всего, именно они и дадут наилучший результат. Никто не обязан иметь дело только с духами, как никто не обязан для создания пейзажа пользоваться исключительно акварельными красками.

Важно не путать информационную парадигму с бездействием. Невозможно приобрести мастерство лишь за счет чтения книг. За два дня игры на барабане я научился большему, чем за пятнадцать лет чтения. Вы должны действовать! Это не мой личный приказ. Многие маги на протяжении всей истории человечества говорили: «Действуйте!» Попробуйте выполнить некоторые или все упражнения, которые я вам предлагаю. Разработайте или найдите новые — для этого у вас есть интернет, книги и наш портал о неошаманизме «КУДЕСНИК».

Кудесник